Еще с древних времен люди украшали ткани узорами. Часть из них должны были отпугивать злых духов, другие - приносить удачу, богатство, здоровье. Рисунок ткани мог говорить о статусе человека, его роде деятельности, семейном положении.
Многие узоры со временем утратили свой сакральный смысл, но регулярно появляются новые орнаменты. Предлагаем совершить краткий экскурс в историю текстильных рисунков и их трансформаций, разобраться с названиями и видами принтов.
Немного о терминах, используемых при производстве тканей и одежды
Print переводится с английского как «печать», «рисунок», «оттиск», «штамп». То есть в буквальном смысле принт – это рисунок, напечатанный с помощью красителя на ткани, дереве, металле, фарфоре и иных материалах. Сейчас в индустрии моды термин употребляется шире - не только в отношении набивной ткани, но и когда идет речь про орнаменты, полученные другими способами. Например, путем переплетения нитей (как жаккард) или росписи, вышивки, шелкографии, термопечати.
Набивка рисунка на ткань – традиционная технология. Ее издревле практиковали на Руси и в других странах. Вырезали на куске дерева рисунок, наносили на штамп краску и вручную набивали узор. Позже изобрели печатные станки с гравировальными валами.
Были и другие способы нанесения принта на ткань. Например, горячий воск наливали в небольшой контейнер с носиком и тоненькой струйкой, в соответствии с эскизом, наносили на ткань. Затем помещали материал в краску и кипятили. Воск отходил, и открывался рисунок.
Современное промышленное оборудование позволяет нанести узор на любой текстиль. Принтом может выступать орнамент, фотография, текст… На изготовленной промышленным способом ткани он многократно повторяется.
На текстильных и швейных производствах в отношении принтованной ткани употребляют следующие термины – паттерн, раппорт, купон.
Паттерн – это узор, основанный на масштабировании одного элемента, их группы или целой композиции. Его можно бесконечно наращивать. На ткани рисунок раскладывают, ориентируясь на раппорт - повторяющийся мотив. Так избегают неполных, обрезанных фрагментов. Дублируемые по вертикали и горизонтали мотивы складываются в раппортную сетку. Композиция определенного размера, созданная под конкретное изделие, называется купон.
Классификации принтов
Существует невероятное количество рисунков для ткани. Все их многообразие можно условно разделить на следующие группы:
-
геометрические;
-
растительные;
-
анималистические;
-
абстрактные, психоделические,
-
этнические;
-
милитари;
- мультяшные и все те, которые сложно четко классифицировать.
Как угадать, какие узоры и цвета будут актуальны? Это непросто, ведь рисунков неисчислимое множество. Мода на них циклична. В истории костюма немало примеров того, как принты взлетали на пик популярности, уходили в забвение, возвращались. Касается это «куриной лапки», польки-дот, леопардовых расцветок и еще очень многих.
Заглядывают в будущее, составляя модные прогнозы, тренд-бюро. Они формируют для производителей одежды и текстильных предприятий иллюстрированные каталоги - тренд-буки, где в том числе рассказывают и про перспективные принты.
Геометрические узоры
Клетка, полоска, горох - принты с богатейшей историей, которая уходит вглубь столетий.
Полосы
Чередование полос разной ширины и цветов, расположенных по длине, ширине либо диагонали полотна, а также ломаных или идущих волной, использовали испокон веков. Например, головные уборы египетских фараонов были в синюю и золотую полосы. Славяне ткали разноцветную пестрядь. На нее похож современный узор «райе», составленный из контрастных долевых полос различной ширины.
Из Древней Греции пришел орнамент «меандр». В нем, как бы имитируя контур морского берега, повторяются ломаные линии из прямых углов. В двойном меандре уже две линии, а усложненная композиция включает квадраты или прямоугольники. Роскошно смотрятся бордюры из нескольких меандровых лент.
С полосками в одежде связано много интересных историй. Например, знаменитая сине-белая бретонская полоска берет свое начало от тельняшек французских военных моряков. На правильной тельняшке располагалась 21 полоса, по числу побед флота Наполеона III. Флотилия в то время базировалась в Бретани (полуостров на северо-западе Франции), отсюда и пошло название расцветки. Потом бретонскую полоску перехватили моряки других стран.
Триумфальной ее сделала Коко Шанель. Она включила полосатый свитер в свою круизную коллекцию – и бретонская полоска стала классикой. Марлон Брандо, Одри Хепберн, Жан–Поль Готье, Жан Кокто, Бриджит Бардо - едва ли найдется знаменитость XX века, не признававшаяся в любви этому задорному рисунку.
Уже больше 100 лет не выходит из моды оксфордская полоска. Из сорочечной ткани оксфорд шили добротные мужские рубашки в неширокие белую и приглушенно-голубую полосы. Вместе с тканью получил популярность и принт.
Примером узора, который привел семью к процветанию, является зигзаг миссони. В начале 50-х годов прошлого века итальянец Отавио Миссони основал трикотажную мастерскую. Он довольно удачно экспериментировал с разными полосками, а потом купил новое оборудование и примерился к зигзагообразному рисунку. Яркий, многоцветный зигзаг стал для Миссони настоящей золотой жилой. Семейное дело выросло в модный дом с собственным брендом. Все изделия компании – только в фирменный зигзаг!
Елочка в нашем обзоре стоит особняком. Дело в том, что это вытканный узор. Рельефный рисунок из черточек, расположенных как иглы на еловой елке, получается за счет переплетений разноцветных нитей основы и утка по типу ломаной саржи. Но обойти елочку нельзя, ее часто используют для драпа или костюмной ткани.
Клетка и ромбы
Это обширное семейство узоров с родословной. Клеток много: именитые шотландские тартаны, пье-де-пуль, пепита, виши. Мы посвятили клетчатым тканям отдельную статью.
Ромб – та же клетка, но поставленная на угол. Самыми знаменитыми узорами из ромбов являются аргайл и арлекин. Орнамент Арлекин образуют горизонтальные ряды белых (черных) и красных ромбов. Цветовая палитра аргайла шире, и сам принт сложнее. В нем ромбы расположены шахматкой, а поверх них перекрещиваются тонкие контрастные линии.
Горох
Ткань в горох появилась примерно в середине XVIII века. В 20-х годах XX столетия она получила новую волну известности, в чем не последнюю роль сыграла очаровательная Мини Маус из диснеевского мультфильма, щеголявшая в красной юбочке в горошек. А в новейшей истории горох стал популярен благодаря Ив Сен Лорану. Он заставил мир иначе взглянуть на россыпи кругов. Оказалось, что расцветка, которая традиционно шла на милые романтичные туалеты, может быть яркой, энергичной и смелой. Кутюрье даже нарекли королем горошка. Ив Сен Лоран особенно выделял экспрессивный черно-белый горох, любил и польку-дот – крупные, равномерно расположенные круги.
Вариантов принта много – от сочетания кругов разного диаметра до хаотично разбросанных крупинок, получивших название «перец с солью».
Растительные орнаменты
Мир флоры дает дизайнерам широчайший простор для творчества. Например, цветы – крупные и мелкие, в букетах и по отдельности, бутоны и лепестки… В Советском Союзе был очень популярен рисунок из крошечных цветочков на хлопчатобумажной ткани. У нас его называли «деревенский ситец», а правильно - мильфлер.
А в гавайском узоре переплетены не только цветы гибускуса, но и листья монстеры и пальмы, ананасы. Его около 80 лет назад раскрутила американская компания по пошиву алоха-рубашек. В гавайских рубашках, олицетворяя мир богемы и красивой жизни, щеголяли Элвис Пресли, Аль Пачино, Том Круз, Джимми Керри.
Также витиеват индийский или турецкий огурц (он же пейсли, бута) – в нем усматриваются изогнутые листья, капли, языки пламени, орех кешью, семена мангового дерева. Предположительно мотив возник на Востоке, на территории сегодняшнего Ирака, распространился по всей Азии и через Индию оказался в Европе. Экзотическая ткань покорила европейцев. Шали «с огурцами» могли позволить себе только состоятельные дамы. Образцом предпринимательской жилки стал шотландский городок Пейсли. Тамошние ткачи в начале XIX века приспособили под орнамент жаккардовые станки. Полотно они ткали не кашемировое, а из овечьей шерсти или шелка, и оттенков использовали меньше. Но в историю населенный пункт все-таки вошел. Потом пейсли перенесли на хлопковую материю, роскошью он быть перестал. Следующей волной популярности принт обязан хиппи. Приложила к «огурцам» руку группа The Beatles. Сегодня пейсли периодически возникает в коллекциях модных брендов - в одежде, аксессуарах, спортивной обуви, головных уборах, сумках. Он отлично смотрится на подкладке пальто. В ассортименте Помпы есть такие примеры.
Анималистика
Принты, имитирующие змеиную или крокодиловую кожу, окрас шкур леопардов, тигров, много лет не выходят из моды. Сейчас к ним добавились зебровые, жирафовые рисунки.
В эту же группу входят графичные изображения зверей. В основном они используются на тканях для детей.
Абстрактные
Такие узоры начали переносить на ткань в начале прошлого века, когда получила развитие абстрактная живопись. Это причудливые переплетения линий, пятен, цветов. Разновидностью являются психоделические принты, уводящие в подсознание человека и галлюцинации, иллюзии, мистику.
Этнические
Они сейчас на пике. Национальные орнаменты самобытны, колоритны, широко применяются в одежде этнического стиля и отвечают модным стремлениям вернуться к истокам, всему натуральному.
Например, нестареющей классикой стала узнаваемая роспись русских народных помыслов – гжель. Около 700 лет назад русские мастера, живущие под Москвой, на речке Гжелке, взялись расписывать глиняную посуду синими узорами по белому фону. В советское время узор перенесли на ткани, и сегодня дизайнеры периодически к нему обращаются.
Или другой актуальный этнический принт – икат. Трудно с точностью сказать, где он зародился. Варианты такого геометрического орнамента с неровными краями были известны в Средней Азии, Индии, Индонезии, Южном Китае. Его изюминка - в частичной окраске сырья. Полотно ткали вручную, рисунок образовывали цветные продольные нити, поперечные оставляли однотонными.
Существует довольно много принтов, которые не вписываются ни в одну из вышеназванных категорий.
Арабеска и барокко
В этих изысканных витиеватых принтах объединены признаки нескольких подвидов. Арабеска имеет восточные корни, у барокко они европейские.
Арабеска представляет собой завитушки из листьев, цветов, геометрических фигур и надписей. Рисунок ковровый - мелкий, плотный, насыщенный. Элементы соединены так искусно, что раппорт трудно сразу определить. Между тем арабески симметричны, имеют четкий ритм. Рисунок бывает контрастным, многоцветным и даже монохромным, когда орнамент формирует разная текстура материала. На исламском Востоке так декорировали стены мечетей, ковры, посуду и ювелирные изделия. Ислам запрещал изображать живые существа, поэтому арабские мастера и сосредоточились на растительных мотивах, геометрии и каллиграфии. Принт очень выигрышный, его взяла на вооружение череда модных домов. Для примера назовем Dolce Gabbana и Valentino. Он стал фирменным для бренда Balmain.
Барокко, ведущий начало с XVII века, тоже динамичен. В нем прочитываются листья, цветы, плоды (очень часто гроздья винограда), очертания людей и животных, птиц, насекомых, мифических существ. В мотиве присутствуют отзвуки древнегреческого и византийского искусств, Индии и Востока.
Милитари
Специальные расцветки для воинов известны со Средневековья. Вспоминается, например, шотландский военный тартан блэк уотч. В современности эту сине-зеленую клетку мало кто ассоциирует с армией, а ведь она создавалась специально для боевых дружин. Камуфляж тоже перешагнул армейские границы. Это абстрагированный растительный узор. Военным для униформы была нужна расцветка, которая использует законы оптического обмана и позволяет максимально слиться с местностью. Ее разработали в песочно-зеленой гамме. Сегодня камуфляжная расцветка стала неотъемлемой частью стиля милитари.
С акцентом на цвет
Отдельно расскажем о принтах, которые условно можно назвать художественными. Главное в них - колористическое решение. Например, в омбре (или деграде) цвета плавно переливаются, переходят друг в друга. Популярностью принт обязан хиппи, которые в 70-е и 80-е годы прошлого века восстали против серости мира. Свой протест они выражали и через одежду.
Хиппи привнесли в современную фэшн-индустрию еще один любопытный принт – тай-дай. Рисунок тай-дай получают путем узелкового окрашивания материи. Тай – это английское tie (завязывать, крутить), дай - dye (красить). Термин четко передает суть технологии. Собственно, это один из самых древних способов обыграть цветом однотонную ткань. В Перу его знали на заре человечества. В Японии изобрели похожую технику - шибори и применяли ее в тканях для кимоно.
Нужно упомянуть так называемые акварельные узоры – пастельные, нежные. Они выигрышны для легких струящихся тканей.
Резюмируя, принты прочно вошли в женский гардероб. Они актуальны в деловых и повседневных костюмах, в праздничных туалетах и аксессуарах. Могут стать стержнем образа либо подчеркнуть монохромный предмет одежды, отлично работают соло и в сочетаниях. Консультанты наших магазинов всегда подскажут оптимальные для вас принтованные модели.
Читайте также: