Мода капризна, переменчива и… предсказуема. Да, именно так. Развитие модных тенденций прогнозируют независимые агентства - тренд-бюро. Они периодически выпускают толстые трендбуки – иллюстрированные каталоги, которые описывают, какие цвета, ткани, формы, стили будут актуальны в ближайшие два-три года.
История появления тренд-бюро
Первые тренд-агентства появились в середине прошлого века. После второй мировой войны модная индустрия стремительно изменилась. Стало популярно готовое платье, вырос спрос на недорогую и разнообразную одежду. Однако фабрики не могут работать наугад, им необходимы ориентиры, чтобы планировать массовое производство, разрабатывать новые конструкции, осваивать технологии. Изготовителям тканей без профессиональных прогнозов сложно угадать, какой материал будет востребован.
Франция всегда была законодательницей моды. Неудивительно, что именно в Париже открылись первые компании по разработке стиля. Они консультировали производителей, дизайнеров и розничные магазины. В 1947 году во Франции было основано тренд-агентство Carlin International Group (с ним сотрудничает бренд POMPA), в начале 60-х парижанка Майме Арнодин запустила MAFIA, в 1966 году Франсуаз Винсен-Ричард учредил Promostyl, которое изучало сразу несколько рынков – моду, дизайн, косметику и упаковку.
В настоящее время в мире более 50 компаний занимаются таким исследованием рынка моды. Тренд-бюро (или трендвотчинговые, форкастинговые агентства) разбросаны по всей планете, их штаб-квартиры действуют в США, Великобритании, скандинавских странах, Японии. В России первым нишу заняло бюро Trendsquire, оно открылось в 2012 году, то есть почти через пятьдесят лет после европейских агентств. Сейчас в нашей стране работают студия Trend Issues studio, онлайн-издание для миллениалов BURO, сообщество профессионалов индустрии моды и легкой промышленности Beinopen и, конечно же, старейшее международное агентство Carlin International Group.
Чем дышит мода
Так из чего же складывается мода? Как определить, какой оттенок окажется востребованным через несколько сезонов, какой покрой будут предпочитать и что уйдет с подиумов?
Мода чутко реагирует на все, происходящее в мире, на изменения в политике, экономике, социальной и культурной жизни. Прогнозирование модного тренда – нечто большее, чем определение направления популярного дизайна и продаваемого цвета сезона.
Это многоступенчатый процесс, в основу которого положено исследование тенденций. Изучается порядка 30 реальных факторов –социально-политическая обстановка, события, доминирующие настроения, положение социальных групп, развитие технологий – все имеет значение. На формирование моды влияют архитектура, мебель, интерьер, автомобили, флористика, косметика, упаковка… Например, когда в обществе возник интерес к экологичному образу жизни, то быстро появилась одежда, поддерживающая такие стремления. Выход в топ музыкального направления или свежие арт-искания обязательно находят отражение в луках.
Ли Эделькорт, основательница агентства по предсказанию модных веяний Trend Union, в числе клиентов которого бренды Prada и Lacoste, в интервью VOGUE подчеркивает: «Мало просто сказать: «Тренды будут именно такими». Важно понимать, почему это происходит». По ее мнению, не существует творчества без предварительных знаний.
Словом, чтобы выяснить, какие тренды в будущих сезонах будут максимально отражать интересы и настроения людей, тренд-бюро анализируют массу информации.
Кто такие тренд-хантеры
Материал для анализа собирают тренд-хантеры. В дословном переводе с английского термин звучит как «охотники за трендами». Иногда таких специалистов называют тренд-вотчерами – наблюдателями за трендом.
Это относительно новая маркетинговая специальность. Эти специалисты внедряются в различные социальные группы потребителей и отслеживают изменения в их настроениях, предпочтениях. Они много путешествуют, посещают модные места, бывают на премьерах и крупных общественных мероприятиях. Их задача – поймать зарождающийся тренд, заметить, когда тенденция выходит на пик и начинает угасать. Нужно быть одновременно маркетологом, психологом, социологом, владеть научными методами сбора информации и иметь интуицию. Они фиксируют, фотографируют, снимают видео, и главное – делают выводы. Ведь далеко не каждое изменение приобретает характер устойчивой тенденции.
Кул-хантеры (охотники за классным) занимаются исключительно молодежной средой. Они исследуют современную музыку, кино, соцсети, компьютерные игры и поставляют сведения в кулхантинговые агентства, которые обслуживают компании, чьи продукты адресованы молодым потребителям.
Мода в деталях
Тренд-агентства обобщают наблюдения тренд-хантеров и составляют прогноз – что будет востребовано у потребителя в обозримом или отдаленном будущем. На уровне верификации тренда выявленные ключевые направления наблюдатели на местах оценивают еще раз и корректируют свои выводы в соответствии со страной, социальными и региональными нюансами.
Мировые трендсеттеры (предсказатели трендов) основополагающими факторами успешной работы считают интуицию, мудрость, интеллект аналитиков. Мартин Реймонд, главный редактор журнала Viewpoint (специализированное издание о трендах в дизайне и рекламной индустрии) именно этим объясняет склонность скорее использовать потенциал мыслящих людей, журналистов, писателей, художников, чем специалистов по статистике и маркетологов.
Итогом работы становятся иллюстрированные отчеты с развернутыми комментариями– трендбуки. Они бывают краткосрочные (на один-два года вперед) или долгосрочные (на пять лет). Трендбуки содержат ключевую информацию о силуэтах, цветовой палитре, сочетаниях оттенков, принтах, фактуре тканей, фурнитуре.
Производители одежды, обуви, аксессуаров, модельеры, стилисты, работая над новыми коллекциями, отталкиваются от этих рекомендаций. Опираясь на трендбуки, модные дома создают уникальные коллекции, отличающиеся своим характером и деталями.
Иногда в отлаженный процесс вмешиваются внешние обстоятельства. Таким форс-мажором стала пандемия коронавируса. Трендбуки не предугадали огромную востребованность в 2020 году одежды для домашнего времяпрепровождения и удаленной работы.
Долой шаблоны!
Некоторые молодые дизайнеры идут собственным творческим путем и стараются не поддаваться влиянию авторитетов. Многие из них черпают вдохновение на городских улицах, в соцсетях, в музыке. Они считают, что находятся ближе к реальной жизни, чем предсказатели. Зачем платить за трендбук, - думают они, - если в интернете сейчас нетрудно найти все, что угодно.
Тем не менее, очень часто коллекции молодых дизайнеров оказываются не востребованы, так как они не очень хорошо понимают социокультурные особенности разных людей, в силу не очень большого профессионального опыта создают одежду, которая не отвечает потребностям потенциальных покупателей.
POMPA, работающая в фешн-индустрии уже около 30 лет, дважды в год получает иллюстрированные каталоги от Carlin Group. Трендбуки дают направление, возможность сравнить разные мнения, структурируют информацию, обеспечивают удобную подачу. Дизайнеры бренда внимательно изучают трендбук, посещают различные семинары, выставки, показы перед созданием новых коллекций.
Рекомендации трендового агентства помогают нашим дизайнерам заранее прочувствовать, какие идеи будут витать в воздухе через год-два и какие модели одежды будут модными в будущем. Бренд POMPA, проведя большую подготовительную работу, создает коллекции одежды, которые помогают российским женщинам выглядеть современно, стильно и актуально.